Участники проекта: воспитатели, педагог по физической культуре, музыкальный руководитель, родители, дети старшего дошкольного возраста.
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Проблема: какие условия необходимы для жизни растений.
Цель проекта: развивать основы экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях лета.
Задачи проекта
Для детей:
Развивать у детей умения обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модель, определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, используя опыты и эксперименты;
развивать коммуникативные способности у детей через совместное речевое творчество и чтение художественной литературы;
обобщить и систематизировать знания детей: о неживой природе (о воздухе, воде, почве), через опыты как элемент экологического образования; о росте и развитии растения, его последовательности и закономерной направленности, в установлении связей между ростом растения и удовлетворением потребностей в различных условиях среды, между стадиями развития;
закреплять у детей знания о правилах поведения в природе: не нарушать целостность, не мусорить, бережно относиться к природе (не оставлять надписей на природных объектах, бережливым быть с водой);
воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе, показать значимость каждого человека в ее сохранении;
усилить эмоциональное восприятие природы, «окружающего леса», животных через музыку и движения.
Для педагогов:
способствовать использованию метода проекта в работе с детьми, формировать позитивное отношение педагогов к проектной деятельности.
Для родителей:
организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: спортивный экологический праздник.
Название игрового мероприятия проекта: «Лесная прогулка».
Продукты проекта
Для детей:
коллективная работа плакат на тему: «Друзья природы»;
конструирование из бумаги (оригами) «Цветы», «Птички»;
рисунки «Цветы в вазе», «Бабочки на цветах»;
альбом со знаками о правилах поведения в природе;
поделки из бумаги для игр с водой, ветром.
Для педагогов:
презентация проекта.
Для родителей:
материалы консультации;
наглядная информация (фото выставки, папки-передвижки).
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
знают о необходимых условиях для жизни растений;
сформированы представления о неживой природе и ее свойствах (воздух, вода, почва), через опыты и эксперименты;
умеют пользоваться приборами помощниками при проведении экспериментов;
появилось стремление к самостоятельному познанию, любознательность;
проявление самоконтроля и саморегуляции своих действий на природе.
Для педагогов:
владеют техникой проектной деятельности.
Для родителей:
активно участвуют в образовательном процессе
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «МЫ - ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»
Этапы проекта
Действия
педагогов
Действия
детей
Действия
членов семьи и социальных партнеров
Подготовительный
(формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)
Подобрать и оформить выставку иллюстраций, фотографий на тему «природа летом» в книжном уголке.
Оформить уголок природы.
Подготовить материал для опыта, завести дневник наблюдений, организовать дежурство в уголке природы.
Подготовить материалы для наблюдения, заинтересовать детей.
Подготовить материалы для наблюдения, привлечь внимание детей.
Выбрать объекты для наблюдений, подготовиться к общению с детьми. Подобрать и приготовить для прослушивания аудиокассету.
Подобрать стихотворения, прочитать и разучить их с детьми.
Прочитать развивающую сказку с последующим ее обсуждением.
Подготовить материал для конструирования, схемы построек, оформить выставку оград и заборов в центре конструирования.
Помочь детям выбрать место на участке для клумбы, подготовить почву, материалы для ограды
Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему «природа летом» в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях.
Свободное общение на тему «Природа летом».
Проращивание одинаковых семян в двух блюдцах (в сухом, и с влажной марлей).
Наблюдение за ростом одинаковых растений, (одно из которых подкормить).
Наблюдение за движением растений (два одинаковых растения поместить: одно - в темное место, другое - в светлое).
Наблюдение за растениями, растущими на участке (кустами, травянистыми растениями) на разных полянках.
Прослушивание аудиозаписи «голоса природы».
Восприятие стихотворений о лете, о правилах поведения в природе с последующим их заучиванием.
Восприятие развивающей сказки Т.А. Шорыгиной «Что такое природа?» с последующим свободным общением.
Конструирование из строительного материала по образцу и по замыслу.
Проектирование и оформление клумбы для цветов на участке
Проведение индивидуальных консультаций
Рекомендация-задание «прогулка в парк», экскурсия в ботанический сад/
Помощь в оформлении клумбы
Деятельностный
(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)
Прочитать и обсудить сказки с детьми.
В центре экспериментирования выставить книгу «1000 простых опытов», инвентарь для опытов (фильтры для очистки воды, емкости разного размера, набор красок, цветной соли).
Обеспечить детей инвентарем для уборки участка.
Подготовить материал для рисования (кисти, краски, бумагу и т. д.), оборудование для рисования (мольберты), в центре искусств оформить выставку картин: натюрморты, пейзажи.
Подготовить бумагу для аппликации, схемы выполнения аппликации.
Подготовить материал для создания альбома, провести с детьми беседу на тему о правилах поведения в природе.
Подобрать игры, выложить их в центре игры, объяснить детям правила игры.
Создать картотеку подвижных игр и игровых упражнения для игры на участке и в групповой комнате, изготовление атрибутов для проведения игры.
Подготовить атрибуты для игр, оформить место проведения досуга
Восприятие развивающих сказок Т.А. Шорыгиной «Южный ветерок», «Родник», «Волшебник с планеты Омега».
Экспериментирования «прозрачный невидимка» (выявление свойств воздуха), «вода и ее превращения» (выявление свойств воды).
Работа на участке (ухаживание за клумбой: посадка и полив растений).
Рисование гуашью «Цветы в вазе», «Бабочки на цветах».
Конструирование из бумаги (оригами) «Цветы», «Птички».
Изготовление пособий для игр с ветром и водой.
Создание альбома со знаками о правилах поведения в природе.
Разучивание песни «Сохрани природу».
Дидактические игры с экологическим содержанием: «Что лишнее?», «Где чей домик?) «Подбери по контуру» и т. д.
Подвижные игры и игровые упражнения в режиме дня «Садовник», «Одуванчик», «Сороконожка», «Земля Воздух, вода» и т. д.).
Участие в спортивном досуге «На цветной лужайке»
Проведение мастер-класса по изготовлению атрибутов для игр и праздника.
Участие в спортивном досуге
Завершающий
(презентация продуктов проекта и рефлексия- размышление над новым знанием или опытом)
Подготовка участка к празднику (уборка, оформление), подготовка технического оборудования и инвентаря, методического материала
Участие в подготовке спортивно-экологического праздника (эмблемы, выучить девиз, придумать название команды).
Участие в спортивном празднике
Участвовали на празднике в качестве болельщиков
Помощь в оформление площадки для праздника
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ «МЫ - ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»
Познание
(ведущая деятельность – познавательно-исследовательская)
Чтение художественной литературы
(ведущая деятельность – чтение)
Коммуникация
ведущая деятельность – коммуникативная)
- экспериментирования с разными материалами
- рассматривание
- наблюдение
- решение проблемных ситуаций
- создание символов
- создание плаката
- дидактические игр
- восприятие стихотворений с последующим их разучиванием
- восприятие развивающих сказок с последующим свободным общением
- подвижные, народные, дидактические игры
- свободное общение
Социализация
(ведущая деятельность – игровая)
Труд
(ведущая деятельность – трудовая)
Безопасность
(интеграция разных видов деятельности)
- игры со строительным материалом (песок, конструктор)
- игры –экспериментирования с водой, ветром
- дидактические игры
- подвижные игры
- досуги, соревнования
- труд в природе (оформление клумбы, посадка цветов, полив растений)
- дежурство в уголке природы
- создание альбома со знаками о правилах поведения в природе
- инструктаж на тему «поведение на участке», «по использованию приборов в уголке экспериментирования»
- рассматривание иллюстраций на тему «поведения в природе» с последующим общением
Здоровье
(интеграция разных видов деятельности)
Физическая культура
(ведущая деятельность – двигательная)
Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами
- физкультминутки
- игры: подвижные, имитации, народные
- физические упражнения
- досуг
- соревнования
- мастер-класс
- оформление информационных стендов
- выставки творческих работ детей
- рекомендации – задания
- совместное проведение спортивного досуга
- участие в подготовке соревнования
Художественное творчество
(ведущая деятельность – продуктивная)
Музыка
(ведущая деятельность – музыкально-художественная)
Режимные моменты
(интеграция разных видов деятельности)
- рисование с натуры (гуашью)
- конструирование из бумаги (оригами)
- изготовление эмблем к спортивному празднику
- конструирование из строительного материала (по образцу, по замыслу)
- прослушивание
- разучивание песни
- хороводы
- утренняя гимнастика
- самостоятельная деятельность
- непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию